Эвтаназия – безболезненный и добровольный уход из жизни с помощью безнравственных врачей, в отличие от болезненного и не добровольного – с помощью высоконравственных (Е. Головаха)
Сам
термин "эвтаназия" происходит от греческих слов "eu" - хорошо; благо , и
"thanatos" - смерть. Впервые этот термин вводит в ХVII столетии английский философ Фрэнсис Бэкон в одном из основных своих трудов "О достоинстве и приумножении наук".
Понятие эвтаназии неоднозначно определяется как в этико-философской, юридической, так и в медицинской литературе. Поэтому усложняется сам процесс исследования источников, в которых нет однозначного определения понятия эвтаназии. По мнению Жака Судо - "не существует более двусмысленного слова, чем эвтаназия".Но возможно еще не поздно вернуть эвтаназии настоящее ее определение, корни которого следует видеть толковании этого понятия самим его основателем Ф.Беконом. И хотя понятие эвтаназии было искажено фашистскими идеологами, после чего все чаще начал употребляться термин "принудительная эвтаназия", следует вернуться к определению, которое дал Ф.Бекон:
"я совершенно убеждён, что долг врача состоит не только в том, чтобы восстанавливать здоровье, но и в том, чтобы облегчать страдания и мучения, причиняемые болезнями, и это не только тогда, когда такое облегчение боли как опасного симптома болезни может привести к выздоровлению, но даже и в том случае, когда уже нет совершенно никакой надежды на спасение и можно лишь сделать самое смерть более лёгкой и спокойной, потому что эта эвтанасия, о которой так мечтал Август, уже сама по себе является не малым счастьем; примером такой счастливой смерти может служить кончина Антония Пия, который , казалось, не умер, а заснул глубоким сладким сном. То же самое, как говорят, выпало и на долю Эпикура: когда его состояние стало безнадёжным, он заглушил все чувства и боль в желудке, упившись вином, откуда и эти слова эпиграммы: И затем уже пьяный он испил воды Стикса, т.е. вином заглушил горечь стигийской воды. А в наше время у врачей сущесьвует своего рода священный обычай остаться у постели больного и после того, как потеряна последняя надежда на спасение, и здесь, по моему мнению, если бы они хотели быть верными своему долгу и чувству гуманности, они должны были бы и увеличить свои познания в медицине, и приложить (в то же время) все силы, чтобы облегчить уход из жизни тому, в ком ещё не угасло дыхание." (Ф.Бэкон "О достоинстве и приумножении наук").
Итак, чтобы точно выяснить, что следует понимать под "эвтаназией", введём два основных признака, по которым сразу же можно будет определить само понятие "эвтаназии". Из сказанного Фрэнсосм Бэконом, можно без особых трудностей заметить, что эвтаназия является лёгкой и безболезненной смертью: "заснул глубоким сладким сном"; "заглушил все чувства и боль в желудке, упившись вином"; "сделать самое смерть более лёгкой и спокойной". - Очевидно, что одним из основных признаков эвтаназии является "безболезненность" ухода из жизни, а значит, если человек ,желающий уйти из жизни,бросается в огонь, это мы не назовём эвтаназией, так как это - смерть мучительная. Вторым, но также необходимым признаком эвтаназии является убеждённость человека в том,что смерть для него будет большим благом, чем жизнь, или другими словами, что жизнь стала настолько болезненной и мучительной, что смерть становится желанным благом. То есть, второй признак означает, что человек сам принимает решение, и что он сам чувствует и думает , что не может больше жить. Конечно, тут сразу же возникает ряд сложнейших этических вопросов, таких как - "если человек физически не способен выразить свою волю, значит ли это,что он не имеет права на эвтаназию, и что в таком случае отсутствует второй признак, по которому мы и определяем само понятие эвтаназии?" - Безусловно, что это тот единственный случай, когда отсутствует второй признак, то есть "решение самого человека", но, к сожалению, тут мы не можем руководствоваться ничем другим, кроме здравого смысла и человеческой интуиции. Но сделать вывод, что человек, лишённый всякой возможности быть в социальном пространстве, общаться с людьми ( в какой-либо способ), и при этом только лишь испытывает постоянную боль, дожидаясь своей смерти, всё же хочет продолжать так жить, было бы не честно не только по отношению к этому человеку, но и по отношению к себе, потому,что сделать такой вывод может быть связан только с одним мотивом - уйти от принятия каких-либо решений по отношению к этому человеку. Хотя есть предположения и сомнения некоторых специалистов в области этики, что "ничто", "полное отсутствие" может быть лучше, чем страдания.Такие сомнения высказывает известный российский учёный-этик А.Гусейнов, предполагая, что жизнь мучительная может оказаться большим благом в сравнении с отсутствием всякой жизни (читайте на нашем сайте отдельную статью, посвящённую этой теме). Итак, это единственный случай, когда решение следует принимать только другим людям, то есть, это единственный случай ,когда можно назвать эвтаназией смерть, решение о которой не мог принять сам человек, но за него это сделали другие люди, предполагая, что и он принял бы такое решение. Во всех других случаях, эвтаназия не будет иметь места, если не будет присутствовать этот второй признак - -"добровольное принятие решения о своей смерти самим человеком". Значит, мы должны раз и навсегда расстаться с тем стереотипом, что массовое уничтожение нацистами людей, хотя даже если они умирали лёгкой и безболезненной смертью, было эвтаназией. Нет. Это не было эвтаназией, потому,что люди, которые физически могли принимать решения , касающиеся их жизни и смерти, были лишены такой возможности, за них решения принимали другие люди, а значит эвтаназии там не было. "Эвтанасия, о которой так мечтал Август", не была бы эвтаназией, если бы о его лёгкой и безболезненной смерти мечтал кто-то другой.
Значит, всегда необходимо помнить,что эвтаназия только тогда имеет место, когда есть эти два признака: 1) лёгкая, безболезненная смерть; 2) добровольное решение человека, который нуждается в эвтаназии.
Не существует также, к сожалению, единого понимания того, чем является эвтаназия, самоубийством или убийством. Но если мы помним о втором признаке эвтаназии, а именно - её добровольности, когда человек сам принимает решение, то для нас будет очевидным, что эвтаназия - это самоубийство, хотя формально это может быть похоже на убийство, если эвтаназия происходит с помощью других людей. Правильнее было бы сказать,что убийство - это тот случай, когда человек лишает жизни другого человека, но что происходит, когда человек сам лишает себя жизни, с помощью других людей? Это можно назвать содействием, помощью в самоубийстве. Вспомним слова Сампедро Рамона: "Если же, несмотря на мои аргументы, вы решите наказать его, я вам советую - и прошу вас - сделать по справедливости: отрубите моему соучастнику руки и ноги, потому что только это мне нужно было от него. Ум был мой. А потому это мой поступок и моё намерение..."
Что же, дополним вышесказанное только тем исключением, о котором хотя уже мы здесь упоминали. Исключение это - человек, который физически не способен высказать свою волю, но что возможно такой человек нуждается в эвтаназии, и возможно он бы умолял об эвтаназии, если бы мог сделать это физически. Оставить такого человека доживать мучительную жизнь, без права на эвтаназию, ещё не означает снять с себя ответственность по причине отсутствия каких-либо решений в отношении такого человека. Оставить его без права на эвтаназию доживать мучительную жизнь,это тоже принятие решения, это тоже большая ответственность. А значит, при определении эвтаназии следует помнить, что такое исключение необходимо учитывать, и это единственный случай когда речь может идти не о самоубийстве, а об убийстве, потому что человек, в отношении которого применялась эвтаназия, не способен был физически как-либо высказать свою волю. Хотя это исключение , конечно же, требует дополнительного серьёзного обсуждения среди медиков, юристов и этиков. По моему мнению, именно этот аспект в вопросе об эвтаназии остаётся наиболее проблемным.
Исходя из всего вышесказанного можно дать такое определение эвтаназии:
Эвтаназия - это лёгкая, безболезненная смерть, что наступает в результате определённых действий человека по отношению к самому себе, или в результате определённых действий других лиц, действующих исключительно по просьбе человека, который по причине собственной физической недееспособности, нуждается в их помощи.
Исключеие: если же человек, находящийся в крайне тяжёлом физическом состоянии, обречённый на медленное умирание, не способен высказать свою волю, действия людей, которые берут в таком случае на себя ответственность за принятие решения в отношении такого человека, также могут считаться эвтаназией, если было принято соответствующее решение.
Следует также напомнить, что вышеуказанное исключение является наиболее проблемным аспектом в вопросе об эвтаназии, и что данное исключение должно быть предусмотрено, при определении эвтаназии, поскольку категория людей, которые физически не способны высказать свою волю, может не в меньшей мере нуждаться в эвтаназии, чем те люди, которые физически способны просить об эвтаназии. Категория неизлечимо больных людей, испытывающих и физическую боль, и душевные страдания, которые не способны физически дать знать о том, что они нуждаются в эвтаназии, только на основании этой физической неспособности лишены права на эвтаназию, означает , что такое законодательство не только охраняет человека, но и не в меньшей мере обрекает его на медленное мучительное умирание.
Формы эвтаназии
Различают активную и пассивную формы эвтаназии.
Активная эвтаназия.
Понятие эвтаназии неоднозначно определяется как в этико-философской, юридической, так и в медицинской литературе. Поэтому усложняется сам процесс исследования источников, в которых нет однозначного определения понятия эвтаназии. По мнению Жака Судо - "не существует более двусмысленного слова, чем эвтаназия".Но возможно еще не поздно вернуть эвтаназии настоящее ее определение, корни которого следует видеть толковании этого понятия самим его основателем Ф.Беконом. И хотя понятие эвтаназии было искажено фашистскими идеологами, после чего все чаще начал употребляться термин "принудительная эвтаназия", следует вернуться к определению, которое дал Ф.Бекон:
"я совершенно убеждён, что долг врача состоит не только в том, чтобы восстанавливать здоровье, но и в том, чтобы облегчать страдания и мучения, причиняемые болезнями, и это не только тогда, когда такое облегчение боли как опасного симптома болезни может привести к выздоровлению, но даже и в том случае, когда уже нет совершенно никакой надежды на спасение и можно лишь сделать самое смерть более лёгкой и спокойной, потому что эта эвтанасия, о которой так мечтал Август, уже сама по себе является не малым счастьем; примером такой счастливой смерти может служить кончина Антония Пия, который , казалось, не умер, а заснул глубоким сладким сном. То же самое, как говорят, выпало и на долю Эпикура: когда его состояние стало безнадёжным, он заглушил все чувства и боль в желудке, упившись вином, откуда и эти слова эпиграммы: И затем уже пьяный он испил воды Стикса, т.е. вином заглушил горечь стигийской воды. А в наше время у врачей сущесьвует своего рода священный обычай остаться у постели больного и после того, как потеряна последняя надежда на спасение, и здесь, по моему мнению, если бы они хотели быть верными своему долгу и чувству гуманности, они должны были бы и увеличить свои познания в медицине, и приложить (в то же время) все силы, чтобы облегчить уход из жизни тому, в ком ещё не угасло дыхание." (Ф.Бэкон "О достоинстве и приумножении наук").
Итак, чтобы точно выяснить, что следует понимать под "эвтаназией", введём два основных признака, по которым сразу же можно будет определить само понятие "эвтаназии". Из сказанного Фрэнсосм Бэконом, можно без особых трудностей заметить, что эвтаназия является лёгкой и безболезненной смертью: "заснул глубоким сладким сном"; "заглушил все чувства и боль в желудке, упившись вином"; "сделать самое смерть более лёгкой и спокойной". - Очевидно, что одним из основных признаков эвтаназии является "безболезненность" ухода из жизни, а значит, если человек ,желающий уйти из жизни,бросается в огонь, это мы не назовём эвтаназией, так как это - смерть мучительная. Вторым, но также необходимым признаком эвтаназии является убеждённость человека в том,что смерть для него будет большим благом, чем жизнь, или другими словами, что жизнь стала настолько болезненной и мучительной, что смерть становится желанным благом. То есть, второй признак означает, что человек сам принимает решение, и что он сам чувствует и думает , что не может больше жить. Конечно, тут сразу же возникает ряд сложнейших этических вопросов, таких как - "если человек физически не способен выразить свою волю, значит ли это,что он не имеет права на эвтаназию, и что в таком случае отсутствует второй признак, по которому мы и определяем само понятие эвтаназии?" - Безусловно, что это тот единственный случай, когда отсутствует второй признак, то есть "решение самого человека", но, к сожалению, тут мы не можем руководствоваться ничем другим, кроме здравого смысла и человеческой интуиции. Но сделать вывод, что человек, лишённый всякой возможности быть в социальном пространстве, общаться с людьми ( в какой-либо способ), и при этом только лишь испытывает постоянную боль, дожидаясь своей смерти, всё же хочет продолжать так жить, было бы не честно не только по отношению к этому человеку, но и по отношению к себе, потому,что сделать такой вывод может быть связан только с одним мотивом - уйти от принятия каких-либо решений по отношению к этому человеку. Хотя есть предположения и сомнения некоторых специалистов в области этики, что "ничто", "полное отсутствие" может быть лучше, чем страдания.Такие сомнения высказывает известный российский учёный-этик А.Гусейнов, предполагая, что жизнь мучительная может оказаться большим благом в сравнении с отсутствием всякой жизни (читайте на нашем сайте отдельную статью, посвящённую этой теме). Итак, это единственный случай, когда решение следует принимать только другим людям, то есть, это единственный случай ,когда можно назвать эвтаназией смерть, решение о которой не мог принять сам человек, но за него это сделали другие люди, предполагая, что и он принял бы такое решение. Во всех других случаях, эвтаназия не будет иметь места, если не будет присутствовать этот второй признак - -"добровольное принятие решения о своей смерти самим человеком". Значит, мы должны раз и навсегда расстаться с тем стереотипом, что массовое уничтожение нацистами людей, хотя даже если они умирали лёгкой и безболезненной смертью, было эвтаназией. Нет. Это не было эвтаназией, потому,что люди, которые физически могли принимать решения , касающиеся их жизни и смерти, были лишены такой возможности, за них решения принимали другие люди, а значит эвтаназии там не было. "Эвтанасия, о которой так мечтал Август", не была бы эвтаназией, если бы о его лёгкой и безболезненной смерти мечтал кто-то другой.
Значит, всегда необходимо помнить,что эвтаназия только тогда имеет место, когда есть эти два признака: 1) лёгкая, безболезненная смерть; 2) добровольное решение человека, который нуждается в эвтаназии.
Не существует также, к сожалению, единого понимания того, чем является эвтаназия, самоубийством или убийством. Но если мы помним о втором признаке эвтаназии, а именно - её добровольности, когда человек сам принимает решение, то для нас будет очевидным, что эвтаназия - это самоубийство, хотя формально это может быть похоже на убийство, если эвтаназия происходит с помощью других людей. Правильнее было бы сказать,что убийство - это тот случай, когда человек лишает жизни другого человека, но что происходит, когда человек сам лишает себя жизни, с помощью других людей? Это можно назвать содействием, помощью в самоубийстве. Вспомним слова Сампедро Рамона: "Если же, несмотря на мои аргументы, вы решите наказать его, я вам советую - и прошу вас - сделать по справедливости: отрубите моему соучастнику руки и ноги, потому что только это мне нужно было от него. Ум был мой. А потому это мой поступок и моё намерение..."
Что же, дополним вышесказанное только тем исключением, о котором хотя уже мы здесь упоминали. Исключение это - человек, который физически не способен высказать свою волю, но что возможно такой человек нуждается в эвтаназии, и возможно он бы умолял об эвтаназии, если бы мог сделать это физически. Оставить такого человека доживать мучительную жизнь, без права на эвтаназию, ещё не означает снять с себя ответственность по причине отсутствия каких-либо решений в отношении такого человека. Оставить его без права на эвтаназию доживать мучительную жизнь,это тоже принятие решения, это тоже большая ответственность. А значит, при определении эвтаназии следует помнить, что такое исключение необходимо учитывать, и это единственный случай когда речь может идти не о самоубийстве, а об убийстве, потому что человек, в отношении которого применялась эвтаназия, не способен был физически как-либо высказать свою волю. Хотя это исключение , конечно же, требует дополнительного серьёзного обсуждения среди медиков, юристов и этиков. По моему мнению, именно этот аспект в вопросе об эвтаназии остаётся наиболее проблемным.
Исходя из всего вышесказанного можно дать такое определение эвтаназии:
Эвтаназия - это лёгкая, безболезненная смерть, что наступает в результате определённых действий человека по отношению к самому себе, или в результате определённых действий других лиц, действующих исключительно по просьбе человека, который по причине собственной физической недееспособности, нуждается в их помощи.
Исключеие: если же человек, находящийся в крайне тяжёлом физическом состоянии, обречённый на медленное умирание, не способен высказать свою волю, действия людей, которые берут в таком случае на себя ответственность за принятие решения в отношении такого человека, также могут считаться эвтаназией, если было принято соответствующее решение.
Следует также напомнить, что вышеуказанное исключение является наиболее проблемным аспектом в вопросе об эвтаназии, и что данное исключение должно быть предусмотрено, при определении эвтаназии, поскольку категория людей, которые физически не способны высказать свою волю, может не в меньшей мере нуждаться в эвтаназии, чем те люди, которые физически способны просить об эвтаназии. Категория неизлечимо больных людей, испытывающих и физическую боль, и душевные страдания, которые не способны физически дать знать о том, что они нуждаются в эвтаназии, только на основании этой физической неспособности лишены права на эвтаназию, означает , что такое законодательство не только охраняет человека, но и не в меньшей мере обрекает его на медленное мучительное умирание.
Формы эвтаназии
Различают активную и пассивную формы эвтаназии.
Активная эвтаназия.
Эвтаназия может осуществляться в двух формах: активной или пассивной.
Активная эвтаназия - это осуществление действий по ускорению смерти человека, согласно его собственного решения. Также активной эвтаназией можно назвать действия самого человека по ускорению собственной смерти. Так, например, специальная организация (а единственной такой организацией является "Диньите" в Швейцарии) предоставляет аппарат, который запускает в действие сам человек, нуждающийся в эвтаназии.
Активная эвтаназия на законодательном уровне разрешена только в трёх европейских странах: Бельгии, Голландии, Люксембурге. Также активная эвтаназия разрешена в штате Орегон США. И фактически эвтаназия разрешена в Швейцарии, то есть официально на законодательном уровне эвтаназия запрещена, но законодательство Швейцарии разрешает оказывать помощь при осуществлении самоубийства.
Активная эвтаназия - это осуществление действий по ускорению смерти человека, согласно его собственного решения. Также активной эвтаназией можно назвать действия самого человека по ускорению собственной смерти. Так, например, специальная организация (а единственной такой организацией является "Диньите" в Швейцарии) предоставляет аппарат, который запускает в действие сам человек, нуждающийся в эвтаназии.
Активная эвтаназия на законодательном уровне разрешена только в трёх европейских странах: Бельгии, Голландии, Люксембурге. Также активная эвтаназия разрешена в штате Орегон США. И фактически эвтаназия разрешена в Швейцарии, то есть официально на законодательном уровне эвтаназия запрещена, но законодательство Швейцарии разрешает оказывать помощь при осуществлении самоубийства.
Пассивная эвтаназия.
Пассивная эвтаназия - это прекращение каких-либо действий по поддержанию жизни человека, при условии,что человек сам принял такое решение. (например, отключение аппарата искусственного дыхания).
« Для примера можно взять ситуацию с больным , сто лет назад . В XIX веке , безнадёжно больной просто бы тихо помер,
отдав душу Господу, а сейчас он бы дышал через аппарат искусственного дыхания,
сердце бы билось через аппарат искусственного сердца, почки бы работали с
помощью соответствующего агрегата и т.д. А за пределами реанимации медики
спорили бы о том, что с ним дальшеделать.» (Проф.Горовский).
Пассивная эвтаназия разрешена более чем в 40 странах мира.Различие между активной и пассивной эвтаназией.
Американский философ, Дж.Рейчелс, анализируя различие между активной и пассивной эвтаназией, утверждает: "Важное различие между активной и пассивной эвтаназией состоит в том, что при пассивной эвтаназии врач не делает ничего, и пациент умирает оттого, что какая-нибудь болезнь уже поразила его. При активной эвтаназии врач делает нечто, что приводит к смерти пациента, то есть он убивает его. Врач, который делает больному раком летальную инъекцию, сам становится причиной смерти пациента; но если он просто прекратит лечение, то причиной смерти будет рак."