VoronaVlad | Дата: Суббота, 13.11.2010, 08:22 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 76
Статус: Offline
| Римский философ Сенека также признает право на добровольную смерть вследствие болезни.В письмах к Луцилию тема самоубийства была едва ли не основной у Сенеки, где он отмечает: "Все дело в том, что продолжать - жизнь или смерть. Но если тело не годится для нормальной жизни, то почему бы не освободить страждущую душу? И возможно, это следует сделать несколько раньше чем нужно, чтобы в определенное время не остаться несостоятельным это сделать. И поскольку никчемная жизнь более страшнее чем быстрая смерть, глуп тот, кто не отказывается от короткой отсрочки, чтобы такой ценой откупиться от большей опасности.Лишь немногих глубокая старость привела к смерти, не причинив страданий ... Я не покончу с жизнью из-за болезней, лишь бы она была излечимой и не вредила душе, я не покончу с жизнью из-за боли, ведь так умереть - значит сдаться.Но если я буду знать, что придется ее терпеть постоянно, я уйду из жизни, не через саму боль, а потому, что эта боль будет мешать всему тому, ради чего мы живем..." Далее Сенека говорит, что человек со знанием дела сам выбирает корабль, на котором будет отправляться в путешествие, и дом, в котором будет жить. И проводит аналогию, - "или так же, человек не имеет права выбирать способ, которым будет умирать? В выборе смерти следует руководствоваться прежде всего собственным вкусом ". Сенека объясняет, что он не отказывается от старости, если она не испортит его ум, не разрушит все его способности, но если она ему оставит лишь одно дыхание, то он оставит это "гнилое здание". Далее он говорит: "Если я знаю, что я должен буду страдать без надежды на устранение этих страданий, то я уйду из жизни - но не из страха боли как таковой, а потому, что мое самоубийство сохранит все, ради чего я жил." Следует сказать, что Сенека был последовательным, и покончил жизнь самоубийством. Итак, некоторые философы античного периода одобряли акт самоубийства, если это полезно для общества и для самого человека (Сократ, Платон), а у других тема самоубийства была едва ли не основной, а именно право любого человека на самоубийство признавали очевидным (Гегесий, Сенека ).
|
|
| |